Подготовка научных кадров в России
В Российской Федерации подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется:
Учреждениями, на базе которых готовятся диссертации, являются: вузы, научные учреждения или организации.
Магистерская подготовка также ориентирована в соответствии с российским законодательством на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Основные направления подготовки магистра отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные направления подготовки магистра
Завершающий учебный семестр магистранта включает:
1) сдачу итоговых экзаменов,
2) защиту магистерской диссертации.
Магистерская диссертация является результатом самостоятельного исследования магистранта.
Результаты итоговых экзаменов магистра в отдельных случаях засчитываются вузом как результаты вступительных испытаний в аспирантуру. Студентам-магистрантам также разрешено сдавать экзамены по программе кандидатского минимума.
Рис. 2. Система подготовки научных кадров в России
Поступление в аспирантуру происходит на конкурсной основе среди лиц, имеющих высшее образование, по следующим дисциплинам:
Сданные к моменту поступления в аспирантуру экзамены «кандидатского минимума» учитываются. Срок обучения в аспирантуре- от 3-х (в очной) до 4-х (в заочной).
К аспиранту предъявляется ряд требований. Аспирант обязан:
1) выполнить индивидуальный план;
2) сдать с положительным результатам экзамены «кандидатского минимума» (специальность, философия, иностранный язык);
3) иметь завершённое диссертационное исследование.
Содержание научного исследования аспиранта должно соответствовать следующим требованиям:
1) научное исследование проведено по проблематике научной специальности, по которой аспирант обучается;
2) научное исследование обладает актуальностью, научной новизной и практической значимостью;
3) исследователь использовал достижения современной российской и зарубежной науки и практики (теоретические, методические, технологические);
4) в исследовании применены современные научные методики;
5) исследователь использовал информационные технологии при обработке полученных данных;
6) исследование содержит разделы (теоретический, методический, практический и др.), согласующиеся с научными положениями, выносимыми на защиту диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.
При обучении аспирант (соискатель) обеспечивается консультациями научного руководителя. Как правило, научным руководителем является доктор наук или профессор, в отдельных случаях правом руководства аспирантом (соискателем) по решению учёного совета образовательной организации наделяется кандидат наук, имеющий учёное звание доцента.
Очное обучение в аспирантуре предусматривает, в случае, если аспирант обучается за счёт бюджетных средств, государственную академическую стипендию и общежитие. На правах обучающихся аспиранты-очники имеют ежегодные каникулы, заочники имеют право на ежегодный дополнительный отпуск по месту работы.
Обучение по программе аспирантуры предусматривает обеспечение обучающихся необходимым материально-техническим оборудованием и информационно-коммуникационной поддержкой, доступом в библиотеку.
Соискатели (лица, подготавливающие диссертацию вне аспирантуры) должны «прикрепиться» к вузу (или научной организации) в соответствующей тематике диссертации научной области; в этом же вузе (научной организации) соискатель может сдавать экзамены «кандидатского минимума».
Докторантура готовит соискателей учёной степени доктора наук. Докторскую диссертацию могут подготавливать лица, имеющие учёную степень кандидата наук. В соответствии с имеющимися требованиями докторант должен:
1) выполнить план подготовки диссертации;
2) представить свою диссертацию на профильную кафедру для получения заключения.
Докторанту, как правило, назначают научного консультанта (из числа докторов наук).
В соответствии с имеющимся порядком учёная степень в РФ присуждается на основании разработки и публичной защиты диссертации. Диссертация должна соответствовать критериям:
Диссертационный совет, на котором происходит защита кандидатской или докторской диссертации, является специализированным учёным советом, цель которого - присуждение учёных степеней. В состав диссертационных советов входят признанные, авторитетные, наиболее квалифицированные специалисты по научным областям.
Перечень требований к диссертациям, к правилам проведения обсуждения диссертаций формируется специальным органом - Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ6 https://vak.minobrnauki.gov.ru/main
Источник информации: https://bstudy.net/622962/turizm/podgotovka_nauchnyh_kadrov_rossii